Время летит быстро, и вот уже крохе исполнилось 9 месяцев. Родители отмечают, что вместе с физическим активизируется и психическое, эмоциональное развитие малыша. Он уже многое умеет. Но если это первенец, то мама и папа начинают задумываться: не отстаёт ли сын или дочка, какие признаки продуктивного «взросления»? Развитие ребенка в 9 месяцев – это набор новых достижений. С ними и ознакомимся, а также поговорим о меню ребенка и возможных проблемах.
Развитие в 9 месяцев
В этом возрасте малыш закрепляет навыки и умения, полученные ранее. На первое место выходит личностное и социальное развитие. Поэтому ребёнок нуждается в постоянном внимании и заботе взрослых даже больше, чем обычно. Ведь с ним уже нужно много общаться.
Что ребенок умеет делать в 9 месяцев?
Дети в 9 месяцев пытаются говорить, пока по слогам, первые слова: «мама» и «папа», лепечут. Уже есть выраженный эмоциональный посыл недовольства или восторга, радости и несогласия. Но это далеко не все навыки.
- Малыш общается с детьми на уровне жестов, повторяет движения. Если среди ровесников кто – то заплачет, то и девятимесячный карапуз может начать капризничать.
- Умеет делать «ладушки» и поднимать руки в знак приветствия.
- Владеет «пинцетным» захватом: берет предмет большим и указательным пальцем из рук взрослого.
- Есть любимые занятия и игрушки.
- Ползает быстро (при этом в одну руку берёт игрушку), стоит, держась за руку или опору, пританцовывает, перебирает ножками. При поддержке «под руки» может пройти пару шагов, сидит уверенно.
- Знает своё имя, поворачивает голову в стороны после вопроса «Где?», ищет предмет.
- Любит играть в развивающие игры с кубиками и пирамидками, повторяет движения взрослых.
- Берет чашку за дно, пытается пить. В руке держит сушку, ломтик хлеба или печенье, откусывает, обсасывает.
Скорость владения телом увеличивается, быстрота реакции и действий тоже. Поэтому рекомендуется тщательно осмотреть комнату, перед тем как пустить в неё ребёнка. Держась даже за журнальный столик, малыш может довольно быстро добраться до интересующего предмета, ведь ему становится интересно всё вокруг.
Особенности психоэмоционального развития в 9 месяцев
Кроха уже научился проявлять желания: порой подстричь ногти или почистить носик удаётся не сразу. Родителям следует запастись терпением, объяснить ребёнку, почему нужно выполнить данное действие.
Основное направление развития малыша в 9 месяцев — научиться обращаться с предметами, подражая взрослым, а также понять, что получается в результате взаимодействия с игрушками.
По–прежнему малыш встаёт кушать не меньше одного раза за ночь, поэтому мама должна быть рядом. Спит ребёнок 10 часов ночью, а днём по 1 – 2 часа еще 2 раза. Третьего дневного сна уже нет, может бодрствовать 3 – 4 часа без отдыха.
Проблемы в развитии ребенка 9 месяцев
Если кроха еще не сказал «мама» или «папа», то это не должно вызывать беспокойства, он скажет первое слово попозже. Показателем правильного развития служит достаточное, для возраста 9 месяцев, взаимодействие малыша с окружающим миром, близкими людьми, а также физические изменения. Мамы и папы набираются опыта вместе со взрослением малыша, поэтому нередко переживают: не отстаёт ли он от остальных.
Симптомы
К 9 месяцам уже можно распознать некоторые признаки проблем в развитии.
- Не фиксирует взгляд на предметах, игрушках.
- Не может удержать зрительный контакт при общении.
- Развитие моторики не соответствует развитию в 9 месяцев.
- Малыш не лепечет, не произносит слоги.
- Апатичен и вял, не удерживает игрушки, не берет их в руки, не интересны пирамидки, крышечки, кубики и другие предметы, которые можно брать, давать, складывать.
- Не реагирует, когда его зовут, предлагают попить и покушать.
- Не сидит, не ползает, не пытается встать на ноги.
- Не повторяет за взрослыми простейшие движения (дать, взять, обняться).
Почему малыш отстаёт?
Причиной психо–неврологической отсталости может стать несколько факторов.
- Родовая травма.
- Стремительные роды.
- Наследственность.
- Испуг.
- Наличие инфекционных заболеваний во время беременности у мамы.
- Нехватка общения и внимания близких.
- В физической отсталости виноват может быть неправильный рацион, недостаточность полезных веществ (к примеру, при рахите наблюдается дефицит витамина Д).
Паниковать не нужно. Сначала следует обратиться педиатру, а только затем к врачу – неврологу. Необходимо как можно быстрей выяснить, почему ребёнок отстаёт, и не ждать, пока симптомы усугубятся. Доктор подскажет, каким должно быть правильное развитие ребёнка.
Питание ребенка в 9 месяцев: меню
В рационе уже должны присутствовать разнообразные продукты: мясо, желток, фрукты и овощи, творог, йогурты, кефир, каши. Впервые ребёнок пробует рыбу, которую требуется готовить на пару и вводить осторожно, маленькими порциями.
Полезные советы
- Если приобретаете пюре из фруктов и овощей в готовом виде, то обязательно смотрите на срок хранения и отметку на этикетке: с какого возраста продукт можно давать.
- Основа для каш – пастеризованное (нежирное) молоко или молочная смесь.
- В пищу нежелательно добавлять соль и сахар.
- Пищу измельчать блендером, – особенно, если у малыша мало зубов.
- Мясо готовить только диетическое: индейку, курицу, телятину.
- На основе мясного бульона рекомендуется отваривать овощи для сытного пюре.
В 9 месяцев ребёнок кушает 5 – 6 раз в сутки с промежутком в 4 часа. Новые для крохи продукты следует давать постепенно, наблюдать, чтобы не было аллергической реакции.
Меню ребенка на день
- Завтрак №1: молочная смесь или грудное молоко.
- Завтрак №2: пшенная каша + 0,5 яичного желтка.
- Обед: суп из куриной грудки и овощей + сок.
- Полдник. Запечённое яблоко.
- Ужин №1. Картофельное пюре со шпинатом.
- Ужин №2. Грудное молоко или смесь.
Рекомендуется гречневая, рисовая и овсяная каши. Полезна тыква, цветная капуста, брокколи, кисели из фруктов, морковь, картофель, кабачок. Желательно не давать в перерывах между кормлениями печенье, хлеб, чтобы не сбивать режим питания.
Развитие ребёнка в 9 месяцев продолжается на физическом и эмоциональном уровне. Он уже многое понимает, подвижен, с удовольствием общается пока ещё на «своём» языке, любит играть.
Автор-эксперт:Андрей Геннадьевич Смирненко,
врач-педиатр, к. м. н.
Обратите внимание: Ваши вопросы, комментарии и отзывы Вы можете оставить под статьей в разделе «Комментарии».