Развитие ребенка 6 лет — это творческий процесс, затрагивающий физическое и эмоциональное состояние. Из всех методов воспитания игра, как система воспитания, подходит больше остальных. Выбрав правильную форму общения с малышом, взрослый сможет донести важные мысли в доступной для ребенка форме.
Развитие ребенка 6 лет с нормальным умственным развитием
К шестилетнему возрасту дети способны решать относительно сложные задачи. Они умеют выделять и использоваться связи, строить между предметом и явлением логические цепочки. Проявление навыков и возможностей связаны с образом жизни, особенностями семейного и социального окружения.
Признаки нормального развития дошкольника:
- склонность к изобретательности;
- стремление искать новые способы поведения и действия в игре;
- способность рисовать, лепить, конструировать;
- умение выполнять учебные и трудовые задания.
Если умственное развитие идет по нормальному руслу, ребенок сам ставит перед собой познавательные задачи. Он активно исследует окружающий мир, проявляет интерес к новым знакомствам. В речи дошкольника много вопросительных форм: почему, что это, зачем, как это устроено и т.д.
Показатели умственной активности малыша выражается в желании найти ответы на свои вопросы. Он адресует их ко всем взрослым, добивается получения информации. Обратная связь для него очень важна, в его сознании найти разгадку имеет первостепенный приоритет.
Наблюдательность считается одним из критериев нормально протекающего хода развития. Малыш внимательно наблюдает окружение. Он подолгу может концентрировать внимание на животных, явлениях природы и людях. Чтобы проверить свои наблюдения, ребенок ставит эксперименты. Проверка догадок на практике является развитием созидательной черты характера, проявляющейся только при нормальном формировании психики и нейронных связей.
Одним из методов проверки психического, эмоционального и физиологического развития считается диалог. В нем ребенку ставят вопросы, над которыми он должен рассуждать. Умение построить логическую цепочку и сделать выводы подтверждает нормальное развитие малыша.
Проблемы в развитии ребенка 6 лет и пути их решения
Детей, опережающих развитие сверстников, относят к вундеркиндам. Проявляющий признаки преждевременного развития ребенок требует особого внимания. Для таких детей обычная школьная или дошкольная программа недостаточна, чтобы реализовать весь потенциал.
Почему важно проявлять повышенное внимание к ребенку:
- необходимо соблюдать диету и режим сна/активности для гармоничного развития ребенка;
- отсутствие внимания к проблеме может привести к задержкам в более позднем возрасте;
- без акцентированной работы малыш быстро потеряет интерес к обучению, поскольку программа окажется слишком легкой.
Ребенку с повышенным умственным развитием необходимо создать условия, в которых будет поддерживаться его инициатива в освоении новых знаний и умений. Отличительной чертой таких детей является высокая самоорганизация. Они способны мобилизовать все ресурсы для освоения заинтересовавшего предмета. Дети этого типа добиваются больших успехов в выбранной области науки или спорта.
Ребенку с повышенным умственным развитием необходимо поддерживать равномерный темп в освоении знаний. Его нельзя оставлять без умственной работы, с ним нужно строить диалог на интересующие его темы.
При задержках умственного развития важно вовремя обратить внимание на проблему. На ранних стадиях достаточно провести коррекцию рациона и нагрузок. Первым признаком умственного отставания считается неумение расходовать силы и быстрая утомляемость. Ребенок не может сосредоточиться на поставленной задаче, быстро теряет концентрацию.
Признаки отстающего развития:
- малыш не в состоянии воспринимать объяснения учителя или воспитателя;
- выраженный эгоцентризм мышления;
- ребенок не может размышлять над поставленной задачей;
- выраженная скука и отсутствие интереса к предлагаемым занятиям.
Ребенок не выполняет то, что необходимо для данного момента. Ему сложно строить выводы или рассуждать о каком-либо предмете. Причиной неразвитости могут быть недостаточная сформированность органов чувств, нарушения в эндокринной системе и т.д.
Чтобы принять своевременные меры и начать корректирующий курс, необходимо обратиться к специалисту. После проведения анализа состояния малыша выясняется причина. По результатам назначаются специализированный курс занятий и коррекция питанием или процедурами.
Задержка может проявляться в неравномерном развитии двигательного или слухового анализатора речи. Затруднения в речи вызывает снижение уровня освоения окружающего мира. Утрата активности в познавательной деятельности приводит к низкой успеваемости.
Проблемы с речью решаются регулярными логопедическими занятиями с малышом.
Индивидуальная карта развития ребенка 6 лет
Цель использования индивидуальной карты развития — в создании благоприятных условий развития. В ней учитывают возрастные и индивидуальные особенности, склонности. Отраженные через тесты и обследования признаки творческого потенциала помогают построить для ребёнка условия, в которых он сможет гармонично развиваться.
Методы эффективной подготовки к школе:
- ментальная арифметика;
- решение логических задач;
- развязывание головоломок, работа с конструкторами;
- работа с обучающими карточками;
- методика Мотессори.
Если комбинировать методики в игровой форме, ребенку можно привить любовь к обучению и освоению новых знаний. Работа в группах позволит научить малыша коммуникативным навыкам.
Андрей Геннадьевич Смирненко,
врач-педиатр, к. м. н.
А что вы думаете об умственном развитии ребёнка, дорогие читатели? Пишите свои мысли и мнения в комментариях!