Cенсорное развитие детей раннего возраста

Как происходит сенсорное развитие детей раннего возраста, каким образом родители стимулируют формирование речи? Какие упражнения помогут для развития моторики?

Упражнения на развитие мелкой моторики, речи и сенсорного восприятия должны проводиться с первых месяцев жизни ребенка. Важно поощрять творческую активность маленького человека, не ругать за неудачи.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста

Мелкая моторика развивается у ребенка последовательно, постепенно он приобретает следующие навыки:

  • организация и фильтрование сенсорной информации, полученной от органов чувств, ранняя реакция на эти явления;
  • согласованность действий рук и глаз;
  • манипулирование предметами;
  • дотягивание, нащупывание;
  • захват и удержание;
  • выпускание, отталкивание, сдвигание;
  • подтягивание на руках;
  • перенос (например, жидкости из чашки в другую емкость);
  • нажатие;
  • бимануальные навыки (одевать кукол, чистить зубы, нанизывать на веревочку бусины, застегивать замок на ботинках и др.).

Cенсорное развитие детей раннего возраста

Специалисты рекомендуют начинать занятия по развитию мелкой моторики у ребенка с 2-месячного возраста. Полезные упражнения:

  • осторожно потягивать пальчики грудничка;
  • осуществлять медленные круговые движения каждым пальчиком поочередно в разных направлениях;
  • использовать специальные миниатюрные тренажеры (например, вкладывать в маленькие ладошки ребенка «мохнатые» шарики из латекса).

В 4 месяца для массажа можно взять шарики более крупного диаметра и аккуратно зажимать и крутить их в детских ладонях. В 5 месяцев выполняется упражнение «расчесывание» (руки малыша поочередно поднимаются вверх и двигаются вдоль головы вперед-назад). В этом же возрасте следует подключить массаж каждой фаланги и систематически разминать их.

В полгода вместо латексного шарика полезно использовать грецкий орех — перекатывать его по ладошкам несколько раз в день по 5 минут. До 10 месяцев следует научить ребенка упражнениям для пальчиков с хорошей амплитудой, например, простым играм «коза рогатая» и «ладушки».

К году малыш должен уметь собирать простую пирамидку без учета размера деталей. Можно научить его держать чашку и ложку, рисовать «каракули». К этому моменту он уже неплохо владеет руками.

От года до 3 лет стоит развить следующие навыки:

  • застегивание пуговиц и замков на одежде;
  • завязывание и развязывание узлов, шнурков;
  • переливание жидкостей из емкостей с широким горлышком в сосуды с узким;
  • поиск спрятанных предметов в коробке с крупой.

Мелкая моторика в 3-4 года развита уже достаточно хорошо, однако это не значит, что нужно прекращать массаж пальчиков. Ребенок уже может делать это сам (такое самообразование стимулирует самостоятельность).

Cенсорное развитие детей раннего возрастаТакже важно подключить следующие упражнения:

  • застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать и расшнуровывать ботинки;
  • нанизывать бусины на шнурок;
  • собирать пазлы и конструкторы типа «Лего»;
  • сортировать бусины, пуговицы и другие мелкие детали специальным пинцетом для детей;
  • закручивать большие болты и гайки;
  • составлять композиции из палочек;
  • вырезать простые геометрические фигуры из бумаги или обрывать руками.

Развитие речи детей раннего возраста

Речь — это визитная карточка каждого человека. Чем раньше и легче малыш научится говорить, тем быстрее и лучше разовьется интеллект. Развитие речи связано не только с индивидуальными особенностями ребенка от рождения, но и с тем, как часто и насколько качественно происходит общение со взрослыми. При этом существенное значение имеет взаимодействие именно с самыми эмоционально близкими людьми (мамой и папой).

Дети не говорят с рождения, но отлично слышат. Ученые установили, что даже во время нахождения в мамином животике плод реагирует на звуковые импульсы. С самых первых дней жизни малыш начинает впитывать слова родителей и другие звуки, которые «записываются» в мозг без участия младенца. Будет ли ребенок впоследствии самостоятельно воспроизводить эти «записи», зависит от систематического повторения взрослыми этих фраз. Чтение книжек с самого раннего возраста также стимулирует детей к устной речи.

В первый год жизни закладываются основы речевого развития. Ребенок еще не говорит, но впитывает все, что говорят взрослые.

Родители должны делать упор на следующие направления:

  • грамотная речь и звуковое поведение в обществе малыша;
  • активное применение речевых рефлексов маленького человека, которые у него развиты с рождения;
  • подключение во время занятий всех органов чувств.

Нужно постоянно разговаривать с грудничком в периоды бодрствования. Любое действие, совершаемое мамой или папой (пеленание, уборка, массаж, кормление и т.д.), должно сопровождаться словесным пояснением всех манипуляций.

К концу первого года жизни происходит так называемый речевой старт. Малыш уже может произносить отдельные слова и наделять их смыслом.

На втором году жизни главная задача родителей — научить ребенка строить фразы. Он уже знает много слов, обозначающих предметы и имена близких, употребляет глаголы (дай, иди, есть и др.), поэтому может составлять простые фразы и предложения.

После 2 лет подключается регулярное чтение книжек. Лучше не просто читать, а подключать маленького человека к диалогу — задавать вопросы, оставлять фразы неоконченными и ждать, что ребенок продолжит.

Важные моменты, о которых необходимо помнить во время занятий по развитию речи с детьми:

  • следует подбирать сюжеты, пересекающиеся с жизненным опытом малышей и их возрастными интересами;
  • в первое время лучше читать одни и те же книги, повторять потешки, стихи и другие произведения много раз, чтобы малыш запомнил все наизусть;
  • взрослые должны говорить четко, выразительно, но неторопливо;
  • важно помнить, что даже при сильной заинтересованности внимание ребенка переключается, дети могут сосредоточиться на чем-то не более чем на 10-15 минут.

От мамы и папы требуется большая эмоциональная отдача. Недостаточно просто говорить, нужно использовать жесты, менять выражение лица, хвалить малыша, задавать вопросы, давать поручения, прикасаться к маленькому человеку. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка, если он не говорит или делает это очень плохо.

Сенсорное развитие детей раннего возраста, с точки зрения ведущих специалистов

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних признаках окружающих предметов (цвете, форме, размере, расположении в пространстве, вкусе, запахе и т.д.). Именно ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования функционирования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся отечественные и зарубежные ученые, психологи и педагоги (М.Монтессори, Ф.Фребель, Н.П.Саккулина, А.В.Запорожец и др.) отмечают, что познавательное воспитание должно быть основой дошкольных занятий. Сенсорное развитие является фундаментом формирующейся личности маленького человека. От того, как ребенок видит, мыслит, осязает, во многом зависит его нервно-психическое состояние.

Большинство педагогов и детских психологов выделяет 3 основные задачи сенсорного развития детей раннего возраста:

Сенсорное воспитание малыша должно происходить с учетом возрастных особенностей:

  • В возрасте до 3 лет у ребенка формируются основные знания о свойствах окружающих предметов. Он учится различать вкусы, запахи, формы, цвета, размеры.
  • В 4 года маленький человек усваивает важные представления о признаках предметов и явлений, закрепляет уже существующие знания. С этого момента он начинает анализировать все, что происходит и находится рядом.

Для усвоения сенсорных способностей у ребенка родители должны много времени уделять совместным играм, которые способствуют развитию такой техники познания:

Занятия по сенсорному развитию полезно проводить на прогулке. Все, что находится вокруг, рекомендуется рассматривать и исследовать. Важно сосредоточивать внимание малыша на отдельные детали, указывая на них рукой. Можно взять с собой несколько разноцветных мячей, бросать и просить ребенка называть цвета, указывать на разницу в размерах.

Здоровый ребенок раннего возраста овладевает следующими навыками:

  • Различать цвета (не менее 6) и знать их названия. Важно научиться сортировать предметы по цветовой принадлежности.
  • Определять размеры и делить игрушки на группы: большие, маленькие, средние.
  • Строить пирамиды и складывать пазлы. Количество используемых элементов зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей.
  • Определять форму предметов. Объемные фигуры, такие как шар или куб, малыш также должен дифференцировать друг от друга.
  • Группировать вещи, которые имеют общее свойство. Например, по цвету, твердости, съедобности, размерам.

После рождения ребенка родители несут ответственность за его умственное и физическое развитие. Чем раньше мама и папа начнут заниматься с маленьким человеком, тем быстрее он заговорит, овладеет сенсорными навыками и сможет координировать действия ручек. Занятия с малышом принесут не только пользу, но и удовольствие.

Автор-эксперт: Татьяна Владимировна Швецова,
педиатр, клинический психолог

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.

Ссылка на основную публикацию