Как происходит сенсорное развитие детей раннего возраста, каким образом родители стимулируют формирование речи? Какие упражнения помогут для развития моторики?
Упражнения на развитие мелкой моторики, речи и сенсорного восприятия должны проводиться с первых месяцев жизни ребенка. Важно поощрять творческую активность маленького человека, не ругать за неудачи.
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
Мелкая моторика развивается у ребенка последовательно, постепенно он приобретает следующие навыки:
- организация и фильтрование сенсорной информации, полученной от органов чувств, ранняя реакция на эти явления;
- согласованность действий рук и глаз;
- манипулирование предметами;
- дотягивание, нащупывание;
- захват и удержание;
- выпускание, отталкивание, сдвигание;
- подтягивание на руках;
- перенос (например, жидкости из чашки в другую емкость);
- нажатие;
- бимануальные навыки (одевать кукол, чистить зубы, нанизывать на веревочку бусины, застегивать замок на ботинках и др.).
Специалисты рекомендуют начинать занятия по развитию мелкой моторики у ребенка с 2-месячного возраста. Полезные упражнения:
- осторожно потягивать пальчики грудничка;
- осуществлять медленные круговые движения каждым пальчиком поочередно в разных направлениях;
- использовать специальные миниатюрные тренажеры (например, вкладывать в маленькие ладошки ребенка «мохнатые» шарики из латекса).
В 4 месяца для массажа можно взять шарики более крупного диаметра и аккуратно зажимать и крутить их в детских ладонях. В 5 месяцев выполняется упражнение «расчесывание» (руки малыша поочередно поднимаются вверх и двигаются вдоль головы вперед-назад). В этом же возрасте следует подключить массаж каждой фаланги и систематически разминать их.
К году малыш должен уметь собирать простую пирамидку без учета размера деталей. Можно научить его держать чашку и ложку, рисовать «каракули». К этому моменту он уже неплохо владеет руками.
От года до 3 лет стоит развить следующие навыки:
- застегивание пуговиц и замков на одежде;
- завязывание и развязывание узлов, шнурков;
- переливание жидкостей из емкостей с широким горлышком в сосуды с узким;
- поиск спрятанных предметов в коробке с крупой.
Мелкая моторика в 3-4 года развита уже достаточно хорошо, однако это не значит, что нужно прекращать массаж пальчиков. Ребенок уже может делать это сам (такое самообразование стимулирует самостоятельность).
Также важно подключить следующие упражнения:
- застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать и расшнуровывать ботинки;
- нанизывать бусины на шнурок;
- собирать пазлы и конструкторы типа «Лего»;
- сортировать бусины, пуговицы и другие мелкие детали специальным пинцетом для детей;
- закручивать большие болты и гайки;
- составлять композиции из палочек;
- вырезать простые геометрические фигуры из бумаги или обрывать руками.
Развитие речи детей раннего возраста
Речь — это визитная карточка каждого человека. Чем раньше и легче малыш научится говорить, тем быстрее и лучше разовьется интеллект. Развитие речи связано не только с индивидуальными особенностями ребенка от рождения, но и с тем, как часто и насколько качественно происходит общение со взрослыми. При этом существенное значение имеет взаимодействие именно с самыми эмоционально близкими людьми (мамой и папой).
В первый год жизни закладываются основы речевого развития. Ребенок еще не говорит, но впитывает все, что говорят взрослые.
Родители должны делать упор на следующие направления:
- грамотная речь и звуковое поведение в обществе малыша;
- активное применение речевых рефлексов маленького человека, которые у него развиты с рождения;
- подключение во время занятий всех органов чувств.
Нужно постоянно разговаривать с грудничком в периоды бодрствования. Любое действие, совершаемое мамой или папой (пеленание, уборка, массаж, кормление и т.д.), должно сопровождаться словесным пояснением всех манипуляций.
К концу первого года жизни происходит так называемый речевой старт. Малыш уже может произносить отдельные слова и наделять их смыслом.
На втором году жизни главная задача родителей — научить ребенка строить фразы. Он уже знает много слов, обозначающих предметы и имена близких, употребляет глаголы (дай, иди, есть и др.), поэтому может составлять простые фразы и предложения.
После 2 лет подключается регулярное чтение книжек. Лучше не просто читать, а подключать маленького человека к диалогу — задавать вопросы, оставлять фразы неоконченными и ждать, что ребенок продолжит.
Важные моменты, о которых необходимо помнить во время занятий по развитию речи с детьми:
- следует подбирать сюжеты, пересекающиеся с жизненным опытом малышей и их возрастными интересами;
- в первое время лучше читать одни и те же книги, повторять потешки, стихи и другие произведения много раз, чтобы малыш запомнил все наизусть;
- взрослые должны говорить четко, выразительно, но неторопливо;
- важно помнить, что даже при сильной заинтересованности внимание ребенка переключается, дети могут сосредоточиться на чем-то не более чем на 10-15 минут.
От мамы и папы требуется большая эмоциональная отдача. Недостаточно просто говорить, нужно использовать жесты, менять выражение лица, хвалить малыша, задавать вопросы, давать поручения, прикасаться к маленькому человеку. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка, если он не говорит или делает это очень плохо.
Сенсорное развитие детей раннего возраста, с точки зрения ведущих специалистов
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних признаках окружающих предметов (цвете, форме, размере, расположении в пространстве, вкусе, запахе и т.д.). Именно ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования функционирования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся отечественные и зарубежные ученые, психологи и педагоги (М.Монтессори, Ф.Фребель, Н.П.Саккулина, А.В.Запорожец и др.) отмечают, что познавательное воспитание должно быть основой дошкольных занятий. Сенсорное развитие является фундаментом формирующейся личности маленького человека. От того, как ребенок видит, мыслит, осязает, во многом зависит его нервно-психическое состояние.
Большинство педагогов и детских психологов выделяет 3 основные задачи сенсорного развития детей раннего возраста:
- формирование правильных сенсорных эталонов;
- формирование чувственных восприятий и их своевременная диагностика;
- приобретение навыков правильного реагирования на процессы отражения явлений или предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Сенсорное воспитание малыша должно происходить с учетом возрастных особенностей:
- В возрасте до 3 лет у ребенка формируются основные знания о свойствах окружающих предметов. Он учится различать вкусы, запахи, формы, цвета, размеры.
- В 4 года маленький человек усваивает важные представления о признаках предметов и явлений, закрепляет уже существующие знания. С этого момента он начинает анализировать все, что происходит и находится рядом.
Для усвоения сенсорных способностей у ребенка родители должны много времени уделять совместным играм, которые способствуют развитию такой техники познания:
- игры-поручения, мотивирующие малыша совершать определенные действия с исследуемыми предметами;
- игры с поиском и запрятыванием вещей;
- загадки и игры с разгадыванием секретов, которые привлекают детей таинственностью;
- игры на ознакомление с размерами и формами предметов (пазлы, деревянные или пластиковые конструкторы).
Занятия по сенсорному развитию полезно проводить на прогулке. Все, что находится вокруг, рекомендуется рассматривать и исследовать. Важно сосредоточивать внимание малыша на отдельные детали, указывая на них рукой. Можно взять с собой несколько разноцветных мячей, бросать и просить ребенка называть цвета, указывать на разницу в размерах.
Здоровый ребенок раннего возраста овладевает следующими навыками:
- Различать цвета (не менее 6) и знать их названия. Важно научиться сортировать предметы по цветовой принадлежности.
- Определять размеры и делить игрушки на группы: большие, маленькие, средние.
- Строить пирамиды и складывать пазлы. Количество используемых элементов зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей.
- Определять форму предметов. Объемные фигуры, такие как шар или куб, малыш также должен дифференцировать друг от друга.
- Группировать вещи, которые имеют общее свойство. Например, по цвету, твердости, съедобности, размерам.
После рождения ребенка родители несут ответственность за его умственное и физическое развитие. Чем раньше мама и папа начнут заниматься с маленьким человеком, тем быстрее он заговорит, овладеет сенсорными навыками и сможет координировать действия ручек. Занятия с малышом принесут не только пользу, но и удовольствие.
Автор-эксперт: Татьяна Владимировна Швецова,
педиатр, клинический психолог
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.