Задержка речевого развития у детей 5-7 лет встречается часто. Это не такая страшная проблема, как кажется на первый взгляд, поскольку её легко устранить, если вовремя обнаружить и принять меры. Родители несут главную ответственность, они должны заметить подозрительные признаки, направить малыша на диагностику и найти лучших специалистов. Если вовремя не заняться корректирующей терапией, по мере роста ребенку будет становиться труднее обучаться и взаимодействовать с одногодками.
Задержка развития речи у детей 5-7 лет
Задержка речевого развития — это не отдельная патология, а последствие, которое чаще наблюдается из-за неправильного функционирования мозга или ЦНС. Такую проблему вызывают:
- Заболевания женщины во время вынашивания ребёнка. Это бывают не только инфекции, передающиеся половым путем, но и отравления, а также травмы.
- Гипоксия плода в утробе или при родах.
- Осложненные роды (стремительные, многократное обвитие ребенка пуповиной, преждевременная родовая деятельность), а также травмирование новорожденного (травмы шейных отделов позвоночника и центральной нервной системы, энцефалопатия).
- Тяжелые инфекционные процессы и травмы, которые перенес малыш в раннем возрастном периоде.
- Наследственные, хромосомные аномалии, которые приводят к нарушению структуры мозга.
- Проблемы с воспитательным процессом: гиперопека над малышом или наоборот, полное безразличие, жестокое обращение с ребенком.
- Тяжелая психологическая травма в раннем возрасте.
- Длительное использование сосок или продолжительное грудное вскармливание.
- Слишком частое просматривание ребенком гаджетов (телевизора, планшета, смартфона).
Патологии, при которых возрастает риск задержки речи:
- врожденные заболевания центральной нервной системы;
- эпилептические приступы и другие нарушения психики;
- гидроцефалия;
- опухолевые образования и сосудистые патологии головного мозга;
- повышенное внутричерепное давление;
- детский церебральный паралич;
- ишемия головного мозга;
- кровоизлияния в мозг.
Начать заниматься развитием речи ребенка нужно с самого раннего возраста. Нужно наблюдать, как он плачет и каким образом реагирует на внешние обстоятельства. Речь развивается постепенно, поэтому родители должны как можно больше разговаривать с малышом, и со временем он сможет строить сложные фразы.
Как правильно говорить с ребенком:
- не повышать голос, стараться придерживаться привычного тембра, не меняя его при общении с малышом;
- не коверкать слова, стараться не применять уменьшительно-ласкательные названия там, где это лишний раз не требуется;
- если у ребенка проблемы со слухом или зрением, маме лучше красить губы в яркие оттенки, чтобы он лучше видел, как выглядит тот или иной звук при произношении;
- при наличии факторов риска как можно раньше привлечь логопеда;
- при появлении подозрительной симптоматики не ждать, что все пройдет само по себе, а как можно раньше обратиться к специалистам.
Для лечения используются следующие методы:
- Индивидуальные занятия с логопедом. Специалисты учат ребенка правильно артикулировать, составлять словосочетания и предложения, применять их на практике. При задержке речевого развития у детей 5-7 лет обращаться на первичный прием к логопеду уже поздно, в этом случае родители должны заранее провести подготовительную коррекционную работу с другими врачами.
- Логопедический массаж. Благодаря таким занятиям стимулируются соответствующие мышцы лица и шейного отдела, поэтому ребенок начинает правильно произносить звуки и слова.
- Медикаментозные средства. Препараты назначаются исключительно врачами на основе результатов диагностики и поставленного диагноза. Чаще применяются ноотропные лекарства.
- Работа с психологом. Такой специалист незаменим, если главной причиной трудностей с речью является психологическая травма или проблемы с воспитанием.
- Альтернативные методики (дельфино- и иппотерапия, упражнения на моторику и др.).
- Остеопатия. Остеопат воздействует на нужные точки тела малыша и приводит в баланс ЦНС, обменные процессы и психическое состояние ребенка.
Речевое развитие детей 6 лет
В 6 лет ребенок уже может связно говорить, логично излагать мысли, у него развит фонематический слух. Особенности речевого развития в этом возрасте:
- Произношение звуков должно быть до конца сформировано. Однако из-за строения артикуляционного аппарата некоторые дети могут некорректно произносить те или иные звуки. Лучше проконсультироваться с логопедом, для того чтобы установить причины отставания в речевом развитии и при необходимости разработал тактику лечения.
- Интонация, высота и сила голоса. Ребенок уже меняет эти показатели в зависимости от целей высказывания. Нежелательна ускоренная речь, при которой проглатываются звуки, а также излишняя медлительность, усложняющая взаимодействие с окружающими.
- Малыш улавливает отдельные звуки и указывает, в каком порядке они произносятся.
- Ребенок в 6 лет имеет большой словарный запас, который разрастается с каждым днем. Слова запоминаются быстро.
- Дети не просто используют уместные формы слов там, где это нужно, но и учитывают правила-исключения в грамматике.
- Малыши говорят связно и четко, способны рассказать о предшествующих событиях и строить длинные связные предложения.
Речевое развитие детей 7 лет
Ребенок в этом возрасте уже посещает школу, готов к новым знаниям, обучению и общению со сверстниками и преподавателями. Нормы речевого развития в 7 лет:
- Звуки произносятся правильно и четко, происходит улучшение дикции.
- Дети учатся делить звуки на глухие и звонкие, а также на гласные и согласные.
- Малыш улавливает отдельные звуки в потоке речи и распознаёт их местоположение.
- Словарный запас довольно ёмкий. Однако некоторые дети уже знают и используют много разнообразных слов, в то время как другие ограничиваются простыми конструкциями. Родители должны давать ребенку знания в различных сферах, для того чтобы он не застыл в бытовой тематике.
- С грамматикой все отлично, однако некоторые ошибки при употреблении сложных форм все же могут присутствовать.
- На вопросы детей и взрослых ребенок отвечает не только короткими, но и длинными сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями.Малыш может рассказать историю собственного сочинения или пересказать текст, услышанный от окружающих, описать в красках сюжет просмотренного мультфильма.
Игры для речевого развития детей 5 лет
Лучше всего ребенок приобретает новые знания через игру, поэтому важно захватить его внимание, заинтересовав в обучении. Игры, показывающие высокую эффективность:
- «Ловушка» — для нормального развития звуковой культуры речи. Дети ставят руки на стол локтями параллельно друг другу, ладошки расправляются. Преподаватель произносит звук, на который должны отреагировать малыши, а затем поочередно называет слова. Если в слове попадается заданный звук, ребенок должен хлопнуть в ладоши.
- «Домики» — для формирования грамматического строя речи. Преподаватель берет коробочку (импровизированный домик) с карточками с картинками или словами и 4 пустые коробочки. Ребенку нужно объяснить, что в домике находятся слова, но они неодинаковые, поскольку про каждое можно сказать «он мой», «она моя», «оно мое» или «они мои». Малыш должен «расселить» карточки по соответствующим пустым коробочкам в зависимости от принадлежности слова к числу или роду.
- «Наоборот» — эффективное упражнение для обогащения словарного запаса. Взрослый кидает ребенку мяч и произносит слово. Малыш должен придумать антоним (противоположность) и отправить мячик обратно.
- «Закончи сам» — для развития связной речи. Взрослый рассказывает какую-то историю или сказку, но не до конца. Он предлагает ребенку придумать концовку самостоятельно.
Маленький ребенок в 5-7 лет должен составлять фразы в предложения и соединять их по смыслу. Однако случается и так, что в этом возрасте речевое развитие немного задерживается. Родители ни в коем случае не должны впадать в панику. Важно своевременно привлечь грамотных специалистов и отдать все силы на корректирующие мероприятия, которые посоветуют врачи. Для предупреждения проблем с речью стоит развивать малыша с самого раннего возраста, поскольку по мере роста бороться с трудностями становится все сложнее.
автор-эксперт: Андрей Геннадьевич Смирненко,
врач-педиатр, к. м. н.
Обратите внимание: Ваши вопросы, комментарии и отзывы Вы можете оставить под статьей в разделе «Комментарии».