Почему ребёнок в 2 года не говорит?

Родители мечтают услышать первые отчетливые словечки своего чада по возможности раньше и огорчаются, если малыш не оправдывает их ожиданий. Только современные малыши не спешат радовать их и четко произносить звуки, складывая слова в осмысленные высказывания. Мама с папой начинают беспокоиться, если ровесники их любимца уже разговаривают. Речевое развитие детей зависит от многих факторов. Родителям нужно понять, почему ребенок молчит и что им следует предпринять в этом случае.

Почему ребенок не говорит в 2 года?

Логопеды и психологи не устанавливают точных сроков начала связной речи детей. Все нормативы приблизительны в связи с индивидуальными особенностями развития. Если ребенок в 2 года не говорит целыми фразами – это не повод для беспокойства. Речь тесно связана с формированием интеллекта и важных психических процессов (памяти, внимания).

Почему ребенок в 2 года не говорит?

После обследования специалист-дефектолог:

  • поможет установить, есть ли отклонения в развитии;
  • выявит причины нарушений, если они есть;
  • рекомендует корректирующие методы устранения задержки.

В два года малыш способен четко произносить звуки, используя их для общения с взрослыми. Его лексический запас представляет собой примерно 300 слов, хотя многие из них искажены при произнесении. Эти слова помогают малышу высказать просьбу, передать эмоции.

Замедление речевого развития обусловлено двумя основными категориями причин:

  1. Недостаток воспитания, упущения родителей, дефицит заботы и внимания в семье или чрезмерная опека, когда предупреждаются все желания ребенка. В результате малыш не мотивирован на коммуникацию: ему или не с кем общаться, или нет нужды (его понимают без слов). Для коррекции речи необходимо изменить социальные условия.
  2. Дефицит чувственно-двигательной или нервно-психической основы для формирования речи. В этом случае не обойтись без помощи специалистов:
  • невролога;
  • логопеда-дефектолога;
  • сурдопедагога;
  • детского психотерапевта.

Чаще всего при задержке речи действует не один фактор, а несколько. Физиологические и наследственные основания могут сочетаться с психологическими (стрессом или недостатком внимания).

Соматические причины

Как правило, запоздалое речевое развитие вследствие органических нарушений выявляют достаточно быстро. К таким факторам относятся:

  1. Последствия осложнения протекания беременности и тяжелых родов у женщины, приводящие к сбою в развитии нервной системы маленького человека. Обычно это расстройство выявляется детским невропатологом на ранних сроках.
  2. Наследственность, при которой один из родителей начал разговаривать поздно, играет существенную роль в формировании речи малыша. Стоит обратить внимание на большую задержку – она может вызвать торможение психических процессов.
  3. Расстройство слуха влияет на становление лексического запаса. При отсутствии слухового восприятия ребенок не в состоянии выражать свои мысли, правильно строить фразы. При подозрении на проблему необходимо обратиться к отоларингологу.
  4. Дефекты речевого аппарата (слабый тонус мышц во рту, неправильная уздечка языка) также отразится на артикуляции. Внимательные родители заметят сложность, если у ребенка часто полуоткрыт рот, он истекает слюной и не способен жевать твердую пищу.
  5. Отставание умственных способностей (осложненная наследственность, повреждение головного мозга, аутизм, синдром Дауна) непосредственно влияют на формирование речи. Необходимо как можно раньше выявить проблему, скорректировать которую помогут профильные специалисты.

Психологические основания

Правильное своевременное определение причины задержки речи поможет назначить программу коррекции недостатка.

  1. При гиперопеке и излишнем внимании малыш не мотивирован на выражение своих требований к уходу: он получает все без слов. Однако следует учитывать индивидуальные сроки и не сравнивать его с ровесниками.
  2. Отсутствие коммуникации в раннем возрасте тормозит формирование словарного запаса. Малыш при кормлении и смене памперсов должен регулярно слышать обращающийся к нему голос матери. Так расширяется его лексикон. Без общения он не сможет начать вовремя говорить.
  3. Билингвизм в семье создает сложности для формирования речи ребенка, который не может так рано отделить один язык от другого и допускает ошибки в построении фраз. В этом случае отставание вполне оправдано.
  4. Неблагоприятная семейная обстановка, конфликты родителей и стресс негативно влияют на развитие детей. Им требуется покой, позитивные эмоции и рациональный режим дня. Серьезные психологические травмы вызывают у малыша отставание формирования речи.
  5. Упрямый характер порой приводят к обратному результату, становится причиной молчания, если родители настойчиво пытаются заставить его говорить. Малыш может отгородиться от настойчивых взрослых и отказаться от общения.

Если ребёнок не говорит в 2 года, что делать?

Динамичное формирование детской речи происходит с полутора до 5 лет. Поэтому целенаправленно общаться с малышом следует как можно раньше. При этом категорически не рекомендуется «сюсюкать», искажать звукопроизношение, имитируя детские словечки. Это усугубит проблему заторможенности овладения лексикой. Не стоит употреблять уменьшительно-ласкательные суффиксы, усложняющие понимание ребенком их смысла. Нельзя высмеивать или дразнить юного оратора за неправильное произношение, а также настаивать на исправлении ошибок.

Становление речи обусловлено формированием интеллектуальных способностей, которые в свою очередь зависят от развития мелкой моторики. Центры речи в головном мозге связаны с активными точками на кончиках пальцев. Развитие лексикона напрямую обусловлено совершенствованием движений рук. Вот почему в самом раннем возрасте огромную роль играет пальчиковая гимнастика.

Для этого в игровой форме рекомендуется:

  • регулярно массировать пальчики и ладошки, сопровождая народными потешками;
  • использовать специальные резиновые колечки и мячики;
  • позволять детям разрывать бумагу;
  • перекладывать и нанизывать детали игрушечной пирамидки или крупные бусины;
  • строить домики из кубиков;
  • играть в мозаику.

Важно с раннего возраста читать детям стихи, сказки, озвучивать свои действия, комментировать окружающую обстановку.

Опыт успешной мамы

Одна моя знакомая молодая мама, столкнувшаяся с недоразвитием речи сына, который в два года не выговаривал «положенные» в этом возрасте 50 слов и не мог построить самые простые фразы:

  • обследовала его у специалистов всех профилей;
  • перечитала массу специальной литературы;
  • приняла меры к исправлению своих ошибок.

По совету логопеда знакомая попыталась усилить эмоциональный фон. Новые впечатления, забавные игрушки, подвижные спортивные игры, поездки на природу помогли исправить ситуацию:

  • запустить речевые центры;
  • выстроить контакты и доверительное общение с ребенком;
  • вызвать у него положительные эмоции.

Почему ребенок в 2 года не говорит?Для решения проблемы речевой задержки у малыша существенную роль играет выявление причины отставания. Внимание родителей, своевременная диагностика и помощь специалистов помогут скорректировать нарушения и способствуют правильному формированию словаря и грамматического стоя речи. Детям в это время необходима любовь и терпение окружающих взрослых.

автор-эксперт: Андрей Геннадьевич Смирненко,
врач-педиатр, к. м. н.

Теперь вы все знаете о задержке речи у ребёнка в 2 года. Надеемся, вам понравилась наша статья. Делитесь с друзьями, оставляйте комментарии – мы с радостью ответим!

 

Ссылка на основную публикацию