Адаптация ребёнка в детском саду

Адаптация ребенка в детском саду

Адаптация ребенка в детском саду редко проходит без каких-либо проблем. Родители должны быть готовыми к различным трудностям: малыш может плакать, когда мама и папа уходят или возвращаются за ним, устраивать истерики в их отсутствие, не уметь выстраивать контакты со сверстниками и обслуживать свои базовые потребности. Что делать родителям, если ребенок не может привыкнуть к дошкольному учреждению, что советуют специалисты?

Детский сад в 2 года: к чему надо быть готовыми?

Адаптационный период — обязательный этап, через который проходит каждый ребенок, впервые переступивший порог детского сада. Адаптация является успешной, если маленький человек испытывает эмоциональное удовлетворение (ему комфортно внутренне) и адекватно себя ведет.

Специалисты выделяют 3 степени тяжести адаптационного процесса:

  • Легкая. Для нее характерны временные (на протяжении 1-1,5 недель) проблемы со сном, аппетитом. Взаимоотношения с родителями остаются на прежнем уровне.
  • Средней тяжести. Сон и аппетит восстанавливаются через 1-1,5 месяца, эмоциональное состояние также временно нестабильно. Малыш может заболеть ОРВИ несколько раз за месяц.
  • Тяжелая (до полугода). Ребенок не только испытывает проблемы со сном и отсутствием аппетита, но и старается избегать сверстников, уединяться. Он подавлен и агрессивен, часто плачет без причины, у него постоянно меняется настроение. Такие дети болеют часто на протяжении всего периода адаптации.
  • Крайне тяжелая. В редких случаях ребенок так и не привыкает к дошкольному учреждению, поэтому лучше сделать все возможное, чтобы он не посещал сад и не испытывал колоссальный стресс по этой причине.

Адаптация проходит в 3 последовательных этапа:

  1. Подготовительный. В домашних условиях родители стараются сформировать у ребенка особые стереотипы поведения, которые помогут безболезненно пережить этот период. В первую очередь малышу прививаются навыки самостоятельности. Он должен научиться одеваться и раздеваться, проситься в туалет, играть с игрушками в отсутствие взрослых.
  2. Основной. Главная задача — создать позитивный образ воспитателя. Родители должны наладить с ним контакт и не вступать в конфликтные ситуации. Воспитатель через общение с родителем может узнать, как найти подход к ребенку, а малыш станет быстрее доверять новому человеку.
  3. Заключительный. Ребенка отводят в сад, поначалу на несколько часов, затем на весь день. В процессе привыкания к новым условиям у него нормализуется нервное состояние, восстановится аппетит и сон. Общение со сверстниками поднимет настроение.

Ребенок плачет в детском саду в 2 года: что делать?

Если ребенку не нравится ходить в детский сад, и он плачет, когда родители оставляют его там или забирают домой, не стоит впадать в панику. В первую очередь важно разобраться, почему так происходит.

Возможные причины:

  • Малыш не был подготовлен к посещению дошкольного учреждения: у него отсутствуют базовые гигиенические навыки, он не умеет играть самостоятельно, режим дома не совпадает с режимом дня в садике.
  • Биологические факторы: осложненные роды у мамы, поздний гестоз во время беременности, заболевания у ребенка в первые месяцы после появления на свет.
  • Болезненность. Если ребенок часто болеет и из-за этого отсутствует в саду, ему гораздо труднее адаптироваться к новым условиям.
  • Индивидуальные особенности. Некоторые дети поначалу ведут себя в саду очень спокойно, а по истечении некоторого времени могут устраивать истерики и плакать. Другие, наоборот, могут сразу показывать беспокойство и агрессию, а в дальнейшем с удовольствием посещать садик и дружить со сверстниками.
  • Атмосфера в семье. Если ребенок постоянно посещает с родителями развлекательные центры и детские площадки, много путешествует, общается с многочисленными родственниками, ему будет нетрудно влиться в новый коллектив и привыкнуть к детскому саду.
  • Ограниченное общение с детьми того же возраста. Тяжелее всего социальная адаптация проходит у тех малышей, которые привыкли к очень узкому кругу общения (маме, папе, брату или сестре, бабушке и дедушке). Такие дети, как правило, чувствуют себя очень неуютно в компании большого количества сверстников, иногда появляется настоящий страх, желание куда-либо спрятаться и оградиться от внешнего мира.

Несколько советов, которые помогут ребенку справиться со страхами и адаптироваться в детском садике:

  • Сохранять спокойствие. Если мама привела малыша в сад и оттягивает момент расставания, когда видит его слезы, он начнет бояться и волноваться еще больше. Необходимо постараться настроить себя на расставание заранее, поскольку это неизбежно. Правильный порядок действий: переодеть ребенка, поцеловать, пообещать, что мама или папа за ним обязательно вернутся, и быстро покинуть помещение.
  • Постепенное увеличение времени нахождения в дошкольном учреждении. В первые недели, когда адаптация проходит тяжелее всего, нельзя оставлять ребенка в саду на весь день. Поначалу следует отводить его всего на несколько часов, через пару недель — забирать в послеобеденное время, затем после дневного сна, и только после этого родители могут приходить за малышом вечером.
  • Регулярное посещение садика. Для того чтобы адаптация прошла наиболее гладко, ребенка нужно водить в сад ежедневно. Только болезнь может быть веской причиной отсутствия на занятиях.
  • Ребенок может брать с собой в сад вещь, которая будет напоминать ему о доме и родных. Например, машинку, мягкую игрушку, статуэтку.
  • Создание мотивации для посещения учреждения. Ребенку нужно напомнить, что в саду его ждет любимая игрушка, друг, аквариумная рыбка в живом уголке и т.д.
  • Отказ от обсуждения проблем с садом при малыше.
  • Приобщение других родственников. Если ребенок плачет только тогда, когда в сад его отводит мама, стоит иногда заменять ее папой, бабушкой и другими близкими людьми.

Адаптация ребёнка в детском саду

Адаптация в детском саду для ребенка 2 лет: советы психологов

Психологи утверждают, что проблемы с адаптацией в первую очередь возникают из-за ошибок, которые совершают родители:

  • Запугивание. Мамы и папы часто пугают детей детским садом («если не поешь, завтра пойдешь не в парк, а в садик». Из-за этого у малыша едва ли возникнут положительные эмоции, связанные с садом.
  • Наказания за плач. Не стоит злиться на ребенка, если он плачет и отказывается идти в садик. Лучше лишний раз обнять его и поцеловать, сказать, как сильно его любят и обязательно за ним вернутся в конце дня.
  • Пустые обещания. Нельзя обещать малышу что-либо, а потом не выполнять. Например, если родители обещали прийти через несколько часов, они должны поступить именно таким образом. В противном случае можно навсегда утратить детское доверие.

Специалисты советуют поиграть с ребенком в особые игры, которые значительно облегчат адаптационный период:

  • «Детский сад». Мама может выполнять роль воспитателя, а ребенок и его игрушки будут «детьми». Женщина создает простые сюжетные линии, в которых будет участвовать малыш. Например, «дети идут на обед» (малыш и его игрушки усаживаются за стол), «дети идут гулять» (ребенок идет на улицу с игрушками). Таким образом двухлетки постигают правила поведения в садике и привыкают к ощущению, что там может быть очень хорошо.
  • «Хорошо/ плохо». Мама и папа называют определенные действия, а малыш должен ответить, плохо это или хорошо. При положительном ответе он может прыгать или хлопать в ладошки, а при отрицательном — качать головой или грозить пальцем.

Несколько полезных советов:

  • стараться приходить за ребенком в сад пораньше, чтобы он не оставался там один;
  • почаще хвалить маленького человека даже за небольшие достижения;
  • улыбаться и сохранять спокойствие, которое обязательно передастся малышу.

Адаптация в детском саду пройдет быстро и безболезненно, если родители выберут правильную тактику и не будут совершать ошибки. Через этот период проходят все дети, поэтому не стоит впадать в панику и думать, что малыш никогда не привыкнет к новым условиям. Ребенок, который знает, что его любят и ждут дома, перестанет волноваться и плакать при посещении садика.

Автор-эксперт: Татьяна Владимировна Швецова,

педиатр, клинический психолог

Обратите внимание: Ваши вопросы, комментарии и отзывы Вы можете оставить под статьей в разделе «Комментарии».

Ссылка на основную публикацию